Качественное оборудование на выгодных условиях

Вы здесь

Теракт в Санкт-Петербурге - “нарочитый вызов” системе безопасности

Зло не знает справедливости и милосердия.  Трагедия в питерском метро, произошедшая накануне днем 3 апреля, унесла жизни ни в чем неповинных людей и вынесла на суд общественности ряд животрепещущих вопросов. Жертвами теракта в Санкт-Петербурге стали более 50 человек, и по-прежнему продолжают поступать данные о погибших. Приносим искренние соболезнования семьям и близким пострадавших и разбираемся в деталях случившегося.

 

Вряд ли можно назвать совпадением два дерзких взрыва, прогремевших на станциях метро именно в день приезда президента страны в Северную столицу. По свидетельству экспертов, заблаговременно до этого события были приняты “бешеные” меры безопасности, спецслужбы находились в режиме повышенной готовности, город частично был перекрыт, был усилен контроль на объектах транспортной инфраструктуры. Также в рамках государственной программы “Безопасный город” в  Санкт-Петербурге беспрерывно функционирует интегрированная система видеонаблюдения, что в свою очередь и позволило в течение суток установить личность террориста-смертника.

s7-post_04_11.png

 

Сейчас на транспортных объектах Санкт-Петербурга и Москвы введены повышенные требования к досмотру пассажиров. А пока спецслужбы расследуют обстоятельства случившегося, коснемся вопроса, заслуживающего не менее пристального внимания.

Как террористами удалось реализовать намеренное, несмотря на все принятые меры со стороны спецслужб и где в системе безопасности подземки закралась ошибка?  

В трагическом свете случившегося всплывает ряд острых вопросов:

  • Какие средства технические средства досмотра применяются на станциях метро?
  • Соответствует ли качество и функциональные свойства оборудования требованиям транспортной безопасности?
  • На сколько эффективны и квалифицированы действия сотрудников метрополитена, чья работа сопряжена с процедурой досмотра?

 

История оснащения питерской подземки берет свое начало еще  2013 году, когда тендер на поставку оборудования был выигран московской компанией, находившейся на стадии банкротства. Тогда из государственной казны было выделено порядка шести млн рублей.  

 

Продолжение запутанная история получает уже в 2015 году в рамках этапа установки на станциях метро арочных металлоискателей. Тендер на 60 млн рублей выиграла компания, задействованная в аналогичном проекте в Нижнем Новгороде. Однако насколько успешно прошло оснащение нижегородского метрополитена можно судить по судебному иску от администрации города. В следствии по делу упоминается несоответствие оборудования госстандартам, значительное число ложных срабатываний и дезинформирование сотрудников безопасности.  Также на всех арочных металлодетекторах были обнаружены технические дефекты, наносящие вред сети электропитания и способствующие быстрому выходу оборудования из строя.

 

Несмотря на все вышеизложенные претензии, техника получила положительное заключение от Центра  спецтехники ФСБ и оказалась пригодной для использования на объектах транспортной инфраструктуры. Стоимость каждой установки на тот момент составляла 185 тысяч рублей.

 

Помимо рамок металлодетекторов на станциях метро размещены отдельные досмотровые зоны, оснащенные рентген-телевизионным оборудованием для проверки содержимого личных вещей пассажиров. Для обеспечения безопасности жителей и гостей Санкт-Петербурга применяются как стационарные установки, так и портативные досмотровые комплексы.

 

s7-post_05_8.png

Что парадоксально, «Технологический институт-1» - первая и пока единственная станция метро, где с августа 2016 года были установлены специальные ограждения между рамками металлодетекторов. Данные меры делают несостоятельными все попытки проникнуть в метрополитен, минуя процедуру досмотра. Подобные ограничители планировалось внедрить и на других станциях метрополитена, начиная с апреля этого года.
Вернемся к изначально поставленным вопросам: насколько все же эффективны и квалифицированы действия сотрудников подземки? Как показывает практика, работники никогда не проходили специальной подготовки и не имеют представления о том, кого проверять и как реагировать, в случае обнаружения угрозы.

По свидетельству вице-президента ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Алексея Филатова, проверять всех,  кто ”зазвенел” невозможно, да и нецелесообразно, детальный досмотр проводится выборочно. Также со слов экспертов в области психологии и криминалистики, определить с первого взгляд потенциального преступника может только высококвалифицированный специалист.  Поэтому, чтобы принятые меры безопасности метрополитена работали эффективно и при этом не вредили его первостепенной транспортной функции, необходимо не только в десятки раз увеличивать штат сотрудников, но и в корне пересматривать систему их профессиональной подготовки, а также убедиться в надлежащем эксплуатационном состоянии и бесперебойной работе оборудования*.

 


*Информация, использованная в данной статье, находится в открытых источниках.